Технологии сенсорного обучения и воспитания
Под образованием понимают процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Непрерывное образование, по П.А Бабкину, подразумевает:
|
- Гармонизация непрерывного образования – формирующаяся научная система образования, предполагающая формирование научного мировоззрения обучающихся, нового мировосприятия, в основу которого положено формирование планетарного сознания и планетарного мышления
-
Гармония – это уникальное соотношение хаоса и порядка, выступающее как чёткое качественное отличие целостной системы.
-
Гармонизация образования – построение образовательной системы (образовательного пространства) согласно правилам гармонии, в которой функционирует стройная согласованность и соразмерное сочетание всех частей (и аккордов) одного целого, а также определены взаимоотношения этих составляющих.
- Автор концепции и учебного пособия «Гармонизации базового образования» - Павел Александрович Бабкин (г. Воронеж)
Сенсорное воспитание и обучение
Потребность в сенсорном воспитании обусловлена значением чувственного познания в развитии человека, необходимостью формирования у него двигательных ощущений, ощущений цвета, звука, восприятия формы, величины, расстояния, остроты слуха, обоняния и т.д. Использование методов сенсорной регуляции и комплексов специальных коррекционных упражнений, направленных на улучшение интеграции между различными каналами сенсорной системы позволяет осуществлять регуляцию эмоциональных реакций, психической деятельности и поведения личности.
-
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности
-
Сенсорные эталоны (термин предложен А.В. Запорожцем) – выделенные человечеством системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.
Учитывая функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и интрацеребральных процессов, на основе сенсомоторного психосинтеза и введения сенсорных эталонов, группой воронежских педагогов более пятнадцати лет разрабатывается содержание, новые методы и приемы в образовании, которые реализуются в технологиях сенсорного обучения и воспитания. Цель исследования - рассмотрение путей сенсорного развития личности через воспроизведение получаемой от природосообразных источников информации в знаковую. При проведении эксперимента на различных предметных курсах осуществлялось сенсорное обучение с использованием сенсорных ключей предметного восприятия, вырабатывались общие подходы к выстраиванию содержания образования.
В качестве сенсорных эталонов (по П.А. Бабкину) выступают: цвета – семь цветов спектра и их оттенки по свету и насыщенности; звука – семь чистых звуков октавы, фонемы родного языка, звуковысотные отношения; формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер, числовой ряд; свойство во вкусовом, обонятельном восприятии (таблица 1). Кстати, назвать эту систему семеричной нельзя, так как в изображении чисел используются все знаки десятичной системы счисления и связывает она между собой такие элементы системы, которые подчиняются устойчивым гармоническим сочетаниям, связям и отношениям между собой.
В ходе исследования было выявлено, что в процессе жесткого связывания функционирования механизмов регуляции психической активности человека, не зависящих от гипнабельности индивида, с применением информационных категорий цвет, звук, число, эмоция, буква, геометрическая фигура, движение происходит перестройка («интеллектуализация») элементарных, познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: фактическое восприятие объекта превращает в наглядное мышление, запоминание начинает опираться на смысловые связи, внимание приобретает произвольный характер и т.д. При этом язык образов является основным языком, в котором отражается картина, как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Однако каждый субъект несет в себе свои особые возможности и специфический ракурс освоения символов с помощью сенсорных эталонов.
В связи с тем, что мыслительные операции не существуют изолированно, а объединяются в системы, то обязательный элемент в обучении – ознакомление обучаемых со знаковым моделированием, которое позволяет рассматривать в знаково-символической форме любой предмет, явление или информацию, кодировать и декодировать информацию, оперировать образами и формами в процессе познания и управлять ими, опираясь на теорию информационных взаимосвязей и взаимозависимостей. Это обусловлено тем, что в структуре общего психического развития человека особое место занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамичных представлений об окружающем мире, целостного взгляда на мир, его социальных ценностях. Использование же теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей позволяет учитывать внутренние возможности человека на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях и контролировать их развитие, поскольку, обучая, мы претендуем на многосенсорное представление информации.
Технологии НОУ ЦСТО
- Технология создания самоактивизации учебного процесса при обучении:
- математике
- русскому языку и литературе и др. - Технология формирования познавательной активности личности дидактическими средствами межпредметных связей
- Технологии оздоровления ребёнка в период обучения математике, русскому языку и другим дисциплинам
- Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии (в том числе искусствотерапевтические)
- Технологии сенсорного обучения и воспитания для общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений;
- Технологии сенсорного обучения и воспитания в коррекционном обучении, восстановительном обучении;
- Технологии социальной направленности для выстраивания мировоззренческих позиций личности и др.
Технологии здоровьесбережения