Центр
современных
технологий
в образовании

г. Воронеж
ул. Б-р Победы,
д. 19
т.8-920-217-42-33

Центр современных технологий в образовании

Издательская деятельность Центра.

Отдельные издания Центра:

№ п/п
Название
1
Геометрические фигуры: Для детей четырёхлетнего возраста.
2
Альбом-раскраска. Для детей трёх лет
3
Методика решения задач в начальной школе: учебно-методическое пособие.
4
Математика: технологии сенсорного обучения и воспитания. Пособие –альбом для ознакомления с технолгиями сенсорного обучения и воспитания (с черно-белыми илюстрациями).
5
Математика: технологии сенсорного обучения и воспитания. Пособие –альбом для ознакомления с технологиями сенсорного обучения и воспитания (с цветными илюстрациями).
6
Математика: азбука рисования, письма и конструирования.
7
Принцип гармонии в познании мира. Монография.
8
О.И. Сенковский – писатель золотого века.

Литература по гармонизации образования:

№ п/п
Название
1
Сборник трудов 1. Гармонизация образования.
2
Сборник трудов 2. Гармонизация образования.
3
Сборник трудов 3. Гармонизация образования.
4
Сборник трудов 4. Гармонизация образования.
5
Сборник трудов 5. Гармонизация образования как фактор национальной безопасности.

Литература Серии «Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания»

№ п/п
Название
1
Книга 1. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания.
2
Книга 2. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: механизм сенсорной адаптации.
3
Книга 3. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: цвет и цветовая сенсорика.
4
Книга 4. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: у истоков цветомузыкального восприятия математики.
5
Книга 5. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: красота человеческого тела и знаковая материализация.
6
Книга 6. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: звуки, слова, смыслы.
7
Книга 7. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: гармоничные пропорции и архитектура.
8
Книга 8. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: цветомузыкальные таблицы чисел и отношений в математике.
9
Книга 9. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: математический калейдоскоп.
10
Книга 10. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: шифры, коды, анаграммы, сенсации.
11
Книга 11. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: рациональные и иррациональные числа.
12
13
Книга 13. Золотое и серебряное сечения.
14
Книга 14. Магические квадраты и многоугольники.
15
Книга 15. Геометрические формы и преобразования фигур.
16
Книга 16. Информация и законы поведения в информационном пространстве.

 

Кратко о содержании книг

Отдельные издания Центра:

 

Геометрические фигуры: Для детей четырёхлетнего возраста

Л.Г. Горькова. / Под ред. Н.А. Провоторовой

     В данном пособии представлены игровые задания и упражнения для детей младшего дошкольного возраста, составленных с учетом реальных возможностей современных детей. Такие занятия вызывают у них естественный познавательный интерес, формируют мотивацию к учению, повышают качество подготовки к последующему этапу обучения. Оно может быть использовано воспитателями и педагогами дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений при проведении занятий по внедрению технологий сенсорного обучения и воспитания.
     Пособие ориентировано на детей четырёхлетнего возраста. При правильной организации исполнительной деятельности детей у них значительно быстрее происходит адаптация к окружающей среде, развивается интеллектуальные способности, формируется логическое мышление, осуществляется коррекция поведения.
     При работе с данным пособием дети легко и с большим удовольствием осваивают новый материал, лучше запоминают ассоциации и формируемые умения и навыки.

 

К оглавлению

 

Альбом-раскраска. Для детей трёх лет.

Л.Г. Горькова. / Под ред. Н.А. Провоторовой.


     В данном пособии представлены игровые задания и упражнения для детей младшего дошкольного возраста, составленных с учетом реальных возможностей современных детей. Такие занятия вызывают у них естественный познавательный интерес, формируют мотивацию к учению, повышают качество подготовки к последующему этапу обучения. Оно может быть использовано воспитателями и педагогами дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений при проведении занятий по внедрению технологий сенсорного обучения и воспитания.
     Пособие ориентировано на детей трёхлетнего возраста. При правильной организации исполнительной деятельности детей у них значительно быстрее происходит адаптация к окружающей среде, развивается интеллектуальные способности, формируется логическое мышление, осуществляется коррекция поведения.
     При работе с данным пособием дети легко и с большим удовольствием осваивают новый материал, лучше запоминают ассоциации и формируемые умения и навыки.

 

К оглавлению

 

Методика решения задач в начальной школе: учебно-методическое пособие.

автор:Н.А. Провоторова.


     В учебно-методическом пособии представлен комплекс учебных заданий, задач и проблемных вопросов, сформулированных в соответствии с темой «Методика решения задач в начальной школе» учебного курса «Методика преподавания математики». Система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений позволяет раскрыть основные вопросы методики обучения решению задач в начальной школе. Предложенная систематизация учебного материала позволит студентам – будущим преподавателям – свободно ориентироваться в большом разнообразии учебников и учебных пособий, оптимально и эффективно моделировать процесс обучения решению задач, что также будет способствовать распространению передовых идей авторов учебников.
     Для эффективного ознакомления студентов с передовыми педагогическими технологиями обучения математике в начальной школе в издании использованы задания из учебников Э.И. Александровой, И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой, А.Л. Чекина и др.
     Предназначено для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения, а также для аудиторной работы под контролем преподавателя.

 

К оглавлению

 

Математика: технологии сенсорного обучения и воспитания. Пособие – альбом для ознакомления с технологиями сенсорного обучения и воспитания.

автор: Н.А. Провоторова.


     В пособии представлены некоторые страницы из авторского учебника-тетради «Математика для первого класса», в котором используются различные нестандартные формы организации обучаемых в учебном процессе, нестандартные приёмы ознакомления и закрепления изучаемого материала с помощью сенсорных эталонов гармонической системы счисления. Представлены отдельные виды работ дошкольников по усвоению сенсорных эталонов, а также несколько работ студентов по применению различных геометрических преобразований в прикладных темах.
     В пособии имеется большой справочный материал: таблица сенсорных эталонов гармонической системы счисления (П.А. Бабкин), таблица эмоций в гармонической системе счисления (Н.А. Провоторова) и др. Приводятся характеристические особенности при исследовании некоторых слов.
     Кроме того, в пособии проиллюстрированы отдельные рисунки по изучению и закреплению ряда геометрических форм из «Азбуки рисования, письма и конструирования», по формированию пространственного и наглядного мышления обучаемых, по расширению кругозора обучаемых.

 

К оглавлению

 

Математика: азбука рисования, письма и конструирования.

автор: Н.А. Провоторова.

     Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и учащихся педагогических колледжей и училищ.
     Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детям дошкольного возраста по подготовке их к обучению в начальной школе. Содержание пособия раскрывает особенности формирования пространственного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использование описанного авторского подхода по внедрению азбуки рисования, письма и конструирования позволяет педагогу в процессе обучения корректировать не только сам процесс обучения, но и корректировать формируемые качества ребёнка.
     Учебно-методическое пособие может быть полезно учителям-предметникам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и училищ, родителям.

 

К оглавлению

Принцип гармонии в познании мира. Монография.

автор: Н.А. Провоторова.


     Данная научная монография представляет собой одну из попыток развёрнутого применения в познании принципа гармонии – научного направления, исследующего взаимопереходы порядка и хаоса в развитии сложноорганизованных систем. Взгляд на развитие энергоинформационных, социальных, психологических, архитектурных, этических, эстетических и философских систем с позиций проблемы порядка и хаоса позволяет по-новому рассмотреть такие вопросы, как соотношение случайности и закономерности в истории, определение критериев социального порядка, роль циклически-волновой динамики в эволюции социальных структур, значение культурных архетипов мироупорядочения в организации социума, значение архетипов в упорядочении психики человека, границы предсказуемости в познании и управлении, и ряд других проблем.
В работе изложены результаты многолетних исследований, на основе которых разработаны системные модели, цветомузыкальное восприятие математики и технология формирования познавательной активности личности. Несомненный интерес представляет описание проблем гармонизации социальных, физических, психофизических, этических и эстетических форм, а также изложение теоретико-методологических оснований принципа гармонии в различных формах.
     Монография предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов, изучающих проблемы гармонии, познания мира.

 

К оглавлению

 

О.И. Сенковский – писатель золотого века.

автор: Н.В. Дергачёва.


     В современном литературоведении принято различать автора биографического и автора в его художественном воплощении. Автор в первом значении – творческая личность, существующая во внехудожественной плоскости и имеющая собственную биографию. Автор во втором значении – создатель, находящийся во внутритекстовой плоскости. В сакральном смысле принято говорить о живом присутствии автора в самом произведении. Он хранит творение как художественный мир, им скомпанованный и им организованный. С таким автором Н.В. Дергачёва и предлагает познакомить учащихся – с Осипом Ивановичем Сенковским, или Бароном Брамбеусом, писателем пушкинской поры, о котором несправедливо умалчивалось долгое время.
     Данная работа предназначена для преподавателей, литературоведов, аспирантов, изучающих современные технологии обучения и воспитания, занимающихся проблемами гармонизации образования.

 

К оглавлению

 

Литература по гармонизации образования:

 

Сборник трудов 1. Гармонизация образования.

 

     В сборник включены статьи основоположника гармонизации базового образования на Воронежской земле, ориентированного на воспитание сенсорной культуры ребенка, П.А. Бабкина «Гармонизация образования как основа развития творческой личности», «Гармонизация педагогической ноосферы – здоровье человечества и планеты Земля».  Указывая, что сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством, Павел Александрович выделяет сенсорные эталоны цвета, звука, числа, эмоций, букв, геометрических фигур и указывает на то, что усвоение сенсорных эталонов – процесс длительный и зависит от формирования умения использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещества и природных явлений. П.А. Бабкин выделяет этапы-уроки усвоения информационных знаковых гамм и символов.
     В работах Н.В. Дергачевой «семиотика русского этнокультурного генезиса» и «Некоторые подходы к изучению литературы в средней школе» читатель найдет интересные находки автора по исследованию единого семиотического поля и национальной культуры России, по формированию духовных ценностей человека и познакомится с отдельными подходами к изучению литературы в средней школе.
Статьи Н.А. Провоторовой (Гармонизация непрерывного образования: новое в математическом образовании», «О сенсорной адаптации ученика к новому типу учебных заданий») и Т.Д. Гороховой («Гуманитарный потенциал физики») иллюстрируют конкретно, каким образом человек как система может рассматриваться в учебном процессе при изучении математики, физики, каким образом может пополняться его знаниевая составляющая при использовании технологий сенсорного обучения, опирающихся на междисциплинарные исследования.
     В статье Р.Ю. Власова «Влияние имени, фамилии и отчества на личность человека и метод выявления психофизиологических особенностей личности через имя, фамилию и отчество» можно познакомится с небольшими результатами по исследованию слова. «Детские туристские организации – основа подготовки квалифицированных кадров», - так подводит читателя Е.Г. Тарасенко к одному из направлений в здоровьесберегающих технологиях. Наконец, читателю станет также известно, что разрабатываемые нами технологии внедряются в образовании уже в течение двух десятилетий и имеют довольно интересную историю их внедрения

 

К оглавлению

 

Сборник трудов 2. Гармонизация образования.

 

     Статьи Н.А. Провоторовой «Технологии сенсорного сопровождения личности от рождения до профессионального становления» и «Использование междисциплинарного подхода в обучении математике и сенсорном воспитании личности» обзорно знакомят читателя с технологиями сенсорного обучения и воспитания, заостряя внимания на различных акцентах в процессе организации образовательной среды. Ведь «в процессе жёсткого связывания функционирования механизмов регуляции психической активности человека, не зависящего от гипнабельности индивида, с применением информационных категорий цвет, звук, число, эмоция, буква, геометрическая фигура, движение происходит перестройка («интеллектуализация» элементарных, познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: фактическое восприятие объекта превращает в наглядное мышление, запоминание начинает опираться на смысловые связи, внимание приобретает произвольный характер и т.д. При этом язык образов является основным языком, в котором отражается картина, как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех модальностях опыта». Каждый субъект несёт в себе свои особые возможности и специфический ракурс освоения символов с помощью сенсорных эталонов, что несомненно учитывается при выстраивании нового содержания обучения.
     Е.Н. Ласкина предлагает «Рекомендации к использованию элементов программы П.А. Бабкина «Гармонизация базового образования» для учителей музыки (программа Д.Б. Кабалевского) в первом классе общеобразовательной школы». В данной работе учитель найдёт конкретные советы по организации учебного процесса с использованием технологий сенсорного обучения и воспитания, раскроет для себя некоторые психологические тайны цветоэмоционального восприятия музыки, введёт в познавательный процесс тактильных ощущений. Статья Л.Н. Аксёновой «Цветоведение – компонент цветомузыкальной методики» адресована не только учителям рисования и черчения.

 

К оглавлению

 

Сборник трудов 3. Гармонизация образования.

 

     В данный сборник вошли результаты исследований, проводимые Н.А. Провоторовой совместно со студентами Воронежского института экономики и социального управления, а также приведены примерные тесты для диагностирования учащихся начальной школы, которые можно использовать на начальном этапе эксперимента.  Статьи ориентированы на использование советов в практической деятельности психологов, менеджеров, будущих управленцев. Книга будет также интересна читателю, интересующемуся успешностью вхождения в общество и выстраивающему свою деловую карьеру.
     Специфика использования технологий сенсорного обучения и воспитания потребовала определения «Уровней использования обучаемыми сенсорных эталонов при кодировании / декодировании информации и междисциплинарных взаимосвязей в технологиях сенсорного обучения и воспитания», что нашло отражение в данной статье Н.А. Провоторовой и может быть полезна практическим работникам при проведении мониторинга, при организации опытно-экспериментальной работы.

 

К оглавлению

 

Сборник трудов 4. Гармонизация образования.

 

     В данный сборник вошли статьи разработчиков и экспериментаторов научно-производственного педагогического объединения «Гармония»(г. Воронеж), разрабатывающего и внедряющего свои технологии в 90-е годы прошлого столетия, – Л.Г. Сафонова («Основные направления деятельности ПНПО «Гармония» в 1991-92 гг., Н.А. Провоторовой («Элементы цветомузыкального восприятия математики в преподавании математики»), Е.Н. Ласкиной («музыка и особенности её восприятия в процессе обучения в общеобразовательной школе»), Н.Н. Лихолёт )»Искусствотерапия на уроках на основе цветомузыкальной методики»), В.П. Питецкой («Преподавание дисциплин с учётом тезисного и антитезисного характера информации»), Н.А. Стародубцевой («Восприятие музыки в цвете у дошкольников»), А. Соснина («Использование современной музыки в развитии творческих способностей детей»)и др.
     Не будет лишним заметить, что в 90-е годы была проведена экспертная оценка методики «Цвет – звук – движение – число – буква – эмоции» сотрудниками кафедры педагогики и психологии Воронежского государственного университета – И.Ф. Бережной, И.В. Романовым, А.В. Смирновым, что нашло отражение в «Материалах Отчета по данной теме». Полученные положительные результаты были глубоко проанализированы и представлены в 1995- 1997 гг. на международных конференциях из серии «Образование – ХХI век”, проходивших в Воронеже. (Кстати, для любопытного читателя заметим, что в то время психолого-педагогический эксперимент по апробации разрабатываемой методики проходил на базе Прогимназий № 1 и № 2 города Воронежа).

 

К оглавлению

 

Сборник трудов 5. Гармонизация образования как фактор национальной безопасности.

 

     Поиск фундамента социально-экономической политики государства всегда лежит в плоскости поиска национальной безопасности. Государственная система в целом, граждане как распорядители его социальной конструкции (особенно это касается людей, стоящих у руля власти) должны быть адаптированы к существующей и эволюционно Развивающейся социальной системе. Поэтому в данный сборник вошли статьи научные статьи П.А. Бабкина «Образование как социальный заказ, обеспечивающий основу национальной безопасности» и «Образование – фактор национальной безопасности», ориентированных на выстраивание ориентиров при формировании государственной кадровой политики в системе «семья – ребёнок – учитель – социальная среда – профессиональные кадры – наука – новейшие технологии». В данных работах конкретизируется ряд понятий, используемых в технологиях сенсорного обучения и воспитания: образование, обучение, воспитание, гармония, обучение и воспитание, непрерывный учебно-воспитательный процесс и др., предлагаются конкретные рекомендации при выстраивании образовательной политики в государстве.
     Статьи Н.А. Провоторовой «Гармонизация образования как одно из направлений в осуществлении национальной безопасности» и «Психологические, идеологические и философские проблемы миграции» позволяют читателю воспринять российские реалии и познакомиться с одним из подходов к пониманию всевозможных кризисов жизни России, а также с концептуальными линиями в трактовке интеллекта при выстраивании мировоззренческих позиций и духовно-нравственных ориентиров. Любая деятельность человека – это своеобразный ритуал, и его нужно использовать как путь, ведущий к достижению высшего уровня сознания, как путь гармоничного развития подрастающего поколения, как путь формирования всесторонне развитой личности. Политикам и управленцам также будет полезна третья статья Н.А. Провоторовой «Моделирование управляемых процессов стабилизации общества на уровне государства», содержащая описание ряда динамических систем, позволяющих добиться устойчивого состояния системы. В статье на доступном языке приводится авторская математическая модель, с помощью которой возможно регулировать отношения между субъектами и которая способствует выстраиванию мировоззренческих позиций членов общества. Правильное урегулирование механизмов функционирования этой математической модели позволяет достичь желаемого результата. Кстати, автором также приводятся реальные примеры решения социальных задач, подтвердившиеся на практике в течение последних десятилетий.
     Органично вписывается в этот сборник статья Л.А. Юсупова «Влияние социально-политической системы на искусство (на примере эстрадного искусства)». Представленный материал был использован в рамках курса «Музыкальная педагогика и МХК» и может служить дополнением  к «Программе курса «Мировая художественная культура». 

 

К оглавлению

 

Литература Серии «Методические рекомендации поприменению технологий сенсорного обучения и воспитания»

 

Книга 1. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания.

 

      Описывая системно эмоции человека, в работе представлена их классификация в гармонической системе счисления, что позволяет пользоваться предложенными эталонами при кодировании/декодировании информации.
      Используемые человеком геометрические формы при восприятии объектов окружающего мира в общем случае позволяют выделять в объектах существенные признаки, сопоставлять объекты между собой и т.п., т.е. воспринимать и осваивать окружающий мир. Связывая свойства форм предметов с характерными качествами личности исследователя, в процессе обучения можно корректировать поведение обучаемого. В книге также приводятся конкретные рекомендации по использованию гармонических отношений в психофизиологии, при ознакомлении обучаемых со свойствами восприятия (зрительное восприятие, тактильные ощущения и т.д.). Предложен конкретный практический материал для использования его во время занятий по изучению гармонии в природе, ознакомлению с радугой.
      Книга вводит читателя в психологические, философские и методические аспекты междисциплинарного исследования, которые будут более тщательно и мелкими порциями раскрываться в последующих книгах данной серии автора.

 

К оглавлению

 

Книга 2. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: механизм сенсорной адаптации.

 

     Описаны основные характеристики сенсорной адаптации личности. Продолжено описание эмоциональных процессов, направленное на регулирование общей направленности и динамики поведения личности. Представлена схема функций информативности эмоций, описана  связь эмоции с мотивационными установками личности.
      Заслуживает особого внимания описание танца как источника передачи информации, в результате восприятия которого становится очевидным то, что это тоже язык познания не только окружающего мира, но и самого себя. Сравнительный анализ танца и экспрессивного поведения показал, что танец является особой формой экспрессивного поведения личности. В образовательном процессе могут быть использованы соответствующие схемы анализа как для формирования поведения личности ребенка, так и для коррекции отдельных форм поведения. Это позволяет формировать те или иные качества личности, так необходимые в повседневной практике.

 

К оглавлению

 

Книга 3. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: цвет и цветовая сенсорика.

 

     Кодирование/декодирование информации через цвет, звук, число, эмоцию, букву, геометрическую фигуру, движение опирается на учение о цвете, цветном свете, цветовую сенсорику. Поэтому предложенный материал вводит читателя в исторический экскурс в учение о цвете и цветном свете, а также первые теории гармонических цветовых сочетаний (И.В.-Гёте, И. Ньютон и др.), что позволит в дальнейшем грамотно оценивать получаемые цветовые сочетания, прогнозировать ряд событий при использовании тех или иных  цветов и цветовых сочетаний экспериментатором.

 

К оглавлению

 

Книга 4. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: у истоков цветомузыкального восприятия математики.

 

     В данной работеавтор описывает предпосылки и обоснования описанного и опубликованного ранее цветомузыкального восприятия математики (Н.А. Провоторова. Цветомузыкальное восприятие математики. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1995), которое использовалось в обучении в различных школах и образовательных учреждениях с 90-х годов прошлого столетия (Н.А. Провоторова. Математика для 1 класса. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1995и др.). Автор вкратце касается взаимосвязи между цифрами и буквами, описывает арифметику музыки, которая позволяет в дальнейшем переводить информацию на язык физики при описании различных явлений.

 

К оглавлению

 

Книга 5. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: красота человеческого тела и знаковая материализация.

 

     Автор обращается к описанию формул красоты человеческого тела, к описанию особенностей знаковой материализации при проецировании. При формировании образовательной среды и выстраивании содержания обучения педагог должен руководствоваться тем, каким образом поступает информация к человеку, каким образом она влияет на его здоровье и что нужно учесть, чтобы грамотно выстроить здоровьесберегающие технологии.
     Несомненный интерес представляет взаимосвязь цвето-звуко-тактильных ощущений с деятельностью эндокринных систем и наоборот, обобщенная П.А. Бабкиным при выстраивании гармонизации базового образования.
В исследованиях Н.А. Провоторовой показано, что и в психологии обращались отдельные ученые (У.Гамильтон, Х. Гарднер, К. Левин, Дж. Миллер, В.Я. Пропп и др.) к числу «семь».  В ходе исследования автор уточняет схему революционного явления в гармонической системе счисления, которая ранее была описана в монографии (Н.А. Провоторова. Принцип гармонии в познании мира. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008). Это позволяет отслеживать качественные изменения, происходящие в живой дискретной системе.
     В работе продолжены рассуждения по визуальным наблюдениям при исследовании биологического поля.

 

К оглавлению

 

Книга 6. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: звуки, слова, смыслы.

 

По мнению большинства, слово – некоторый удачно или неудачно выработанный смысл, точно или расплывчато образованное понятие Однако небольшой экскурс в исследования по нахождению смысла слов и имен, смысл и значение получаемых музыкальных фраз позволяет задуматься о необходимости более серьезных исследований слов. Приводятся сравнительные примеры кратких характеристик некоторых фамилий, которые иллюстрируют возможность освоения информации на уровне подсознания.  

 

К оглавлению

 

Книга 7. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: гармоничные пропорции и архитектура.

 

     При введении сенсорных эталонов в гармонической системе счисления приходится учитывать пропорциональность элементов и частей системы. Наиболее ярко это можно проследить на архитектурных сооружениях, построить музыкальные отношения, озвучить их и уже впоследствии осознать, опираясь на стройную систему знаний, связывающую такие категории как цвет, звук, число, эмоция, буква, геометрическая фигура, движение.
     Как известно, «золотые прямоугольники», «золотые треугольники» и «золотые спирали» часто встречаются в архитектуре, живописи, музыке, поэзии и в быту. Для полноценного освоения информационных взаимосвязей читателю необходимо познакомиться с принципами и законами, так часто встречающимися в жизни, но практически мало встречающимися в школьном математическом образовании.  
     При описании принципа гармонии архитектурных форм Н.А.Провоторова отслеживает и характер социальных изменений в России. Руководствуясь данным подходом, можно пронаблюдать, каким образом меняются идеологические установки в государстве, отдельных регионах, каким образом влияет инфраструктура и окружающая среда на сознание и подсознание людей.

 

К оглавлению

 

Книга 8. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: цветомузыкальные таблицы чисел и отношений в математике.

 

     В данной работе описывается гармоническая система счисления, показывается прием ознакомления с цветомузыкальной таблицей чисел, приводятся примеры неслучайного использования чисел и их терминологии в жизни («Один и миллион» и др.). В основу легло описание цветомузыкального восприятия математики.
     Ознакомление с арифметическими операциями (сложение, умножение, возведение в степень и др.) позволяет переводить сложный язык дифференциального исчисления на язык нот, цветовых отношений, которые становится возможным услышать или увидеть не в сложных лабораторных условиях. Получаемые мелодии в отдельных случаях отдаленно напоминают произведения классиков. Изучение последовательностей и прогрессий становится возможным переложить на язык теории игр.

 

К оглавлению

 

Книга 9. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: математический калейдоскоп.

 

     В данной работе читатель продолжает знакомиться с цветомузыкальным восприятием математики, находит ответ на то, почему получаемые мелодии в отдельных случаях отдаленно напоминают произведения классиков («Механическая система создания мелодий» и др.), каким образом использует накопленный опыт управляющих систем кибернетика и теория автоматов, какие же семь чудес света и почему выделили древние и др.
     Так как всякое целое является циклическим и имеет начало, середину и конец, то спиральные тенденции внутри каждого из нас есть продолжение и рост к цельности. Обращение к описанию спиралей неслучайно. Предложенные примеры позволяют органично вписывать ознакомление школьников со спиралями, с различными замечательными кривыми, подготавливая их к овладению нанотехнологиями. Более того, грамотное и методически правильное введение данного материала в учебный процесс (учитывающее возрастные особенности школьников) позволяет значительно повысить интерес учащихся к математике и ее прикладным исследованиям.

 

К оглавлению

 

Книга 10. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: шифры, коды, анаграммы, сенсации.

 

     Кодированием / декодированием информации занимаются люди с давних времен («Шифры и анаграммы» и др.). В настоящее время существует ещё немало непрочитанных и неразгаданных фактов и событий. Изобретая шифры и коды, человек стремился передать информацию как своим друзьям, соседям, коллегам по профессии, так и будущим потомкам, при этом, стремясь как можно тщательнее оградить ее от нечистоплотных приспособленцев и завистников (К сожалению, их и в наше время предостаточно).
     Проведенные в течение двух десятилетий исследования позволяют судить о том, что на воронежской земле получила свое открытие та система кодирования/ декодирования информации, которая позволяет читать окружающий и внутренний мир человека языком природы, узнавать то, что мы получаем на уровне подсознания. Так, например, исследования в области слова подводят нас к тому, каким образом можно было бы организовать рабочий ритм в течение недели, упорядочивать события и торжества в течение года, чтобы повысить работоспособность системы «человек - окружающая среда», улучшить благосостояние наших граждан, получить добавочный импульс от окружающей среды («Гармония слова и гармония дней недели» и др.)
     Данное исследование привело автора к теме «О возникновении некоторых дат», которое вкратце изложено на страницах книги. Данные рассуждения полезны не только педагогам, но и чиновникам, административным работникам, которые не равнодушны к будущему нашей страны.

 

К оглавлению

 

Книга 11. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: рациональные и иррациональные числа.

 

     В данную книгу вошли отдельные страницы и темы из «Цветомузыкального восприятия математики». Представление рационального числа в виде бесконечной десятичной периодической дроби позволяет математически обосновать переход от дискретного к непрерывному и, наоборот, увидеть в математических таблицах схему углеродных соединений в органическом веществе, подойти к тому содержанию обучения, которое будет способствовать подготовке специалистов для нанотехнологий.
     Автор предлагает читателю познакомиться числами е и p с разных позиций: математика, философа, школьника, простого обывателя. Фигурные числа приоткрывают занавес не только с позиций строгой науки, но и для выстраивания дидактических игр на разных ступенях обучения, приводя к открытию не только математических фактов, но и музыкальных основ и психологических знаний, значительно расширяя кругозор читателя. (»Фигурные числа», «Фигурные числа и треугольник Паскаля», «Пифагоровы тройки» и др.)  Связав сенсорные эталоны гармонической системы счисления, Н.А. Провоторовой удалось открыть возможность более простого и осознанного ознакомления обучаемых с теорией орнаментов, теорией групп и др. (Заметим, что при значительном усложнении материала не происходит перегрузки обучаемых, так как используется авторская методика преподнесения материала через применение междисциплинарных исследований, межпредметных связей и разработанных дидактических игр.) 

 

К оглавлению

 

Книга 12. Методические рекомендации по применению технологий сенсорного обучения и воспитания: гармоничные пропорции, графы и задачи на раскраску.

 

     Автор продолжает знакомить читателя с математическими понятиями и теорией, на расширение которых направлено дальнейшее знакомство с цветомузыкальным восприятием математики, содержание которого отражается в технологиях сенсорного обучения и воспитания: «Геометрическая алгебра», «От хаоса к порядку через диалектику понятия числа», «Гармоничные пропорции в геометрии», «Графы» и др.
     Использование сенсорных эталонов гармонической системы счисления при кодировании / декодировании информации в теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей позволяет органично ввести в процесс обучения решение задач на раскраску, теорию графов и др. Тем самым теория, на которую опирается решение многих олимпиадных задач, найдёт свое достойное место в школьном и вузовском содержании математики. (Однако заметим, что внедрение этих тем должно быть последовательно, системно, органично вписываясь в жизненный и образовательный процесс учащегося, с учетом возрастных особенностей обучаемых).

 

К оглавлению

 

Книга 13. Золотое и серебряное сечения.

 

     В данной книге автор продолжает знакомить читателя с математическими понятиями, на которые опирается содержание технологий сенсорного обучения и воспитания: числа Фибоначчи и вариации на тему Фибоначчи, построение золотого прямоугольника, золотой узел, серебряное сечение, серебряный пятиугольник и серебряная спираль и др.
     Н.А. Провоторова предлагает читателю познакомиться с числами Фибоначчи с позиций гармонической системы счисления. Знакомство читателя с некоторыми приемами построения геометрических форм позволяет использовать эти приемы в нетрадиционном решении математических и практических задач.

 

К оглавлению

 

 

Книга 14. Магические квадраты и многоугольники.

 

     Знакомство с цветомузыкальной таблицей чисел и включение этих тем в содержание обучения по настоянию учащихся заставило Н.А. Провоторову окунуться в исследование магических квадратов. Так, картина А. Дюрера «Меланхолия», содержащая магический квадрат, привлекая вокруг себя множество споров, нашла свое объяснение в данной работе. Проникнуть в тайну этой картины Н.А. Провоторовой помогло знание языка кодирования/декодирования информации. Нетрадиционный подход в рассмотрении числового квадрата позволяет объяснить смысл картины и ее неоднозначную трактовку, которая замысливалась в свое время при создании картины А. Дюрером.
     Совершенно по-новому заговорили стандартные магические квадраты, используемые как талисманы. Так, несколько подробно автор книги останавливается на рассмотрении магических квадратов Солнца, Луны, в которых оказались зашифрованы преобразования геометрических форм. (Смеем предположить, что данные исследования, возможно, по-новому позволят взглянуть на теорию тензоров, а также изучение фракталов.)
На страницах книги читатель встретится с магическим клавишным квадратом, латинскими квадратами, магическим треугольником, шестиугольником, гексафлексагоном и др. Привлекут его и различные игры и головоломки.

 

К оглавлению

 

Книга 15. Геометрические формы и преобразования фигур.

 

     В данной книге автор продолжает знакомить читателя с геометрическими понятиями, на которые опирается содержание технологий сенсорного обучения и воспитания: преобразования фигур, плоские и объемные геометрические фигуры и их свойства в теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей.
     Предложены некоторые яркие варианты расширения содержания обучения математике, позволяющие подводить учащихся к новому содержанию обучения в школе и вузе. Использование наглядных изображений и выстраивание объемных моделей различных многогранников способствует активизации познавательной деятельности обучаемых. Тем самым сухой язык математики наполняется образами и перспективами дальнейшего расширения содержания обучения.

 

К оглавлению

 

Книга 16. Информация и законы поведения в информационном пространстве.

 

     Как уже заметил внимательный читатель, серия книг знакомит его с междисциплинарными исследованиями на стыке многих наук. Информация существует повсюду. Необходимость кодирования / декодирования информации заставляет читателя окунуться в основы ее существования, ее измерения, считывания и механизм осуществления управления ею.
     Читателю будет интересно познакомиться и с проблемами автоматизации восприятия информации при ее контекстуальном опознании, об управлении сенсорной деятельностью личности в образовательном процессе.
Данные подходы подводят читателя к теоретическим основам технологий здоровьесбережения, которые требуют еще более глубоких познаний читателя. Ведь процесс обучения с помощью технологий сенсорного обучения и воспитания предполагает не только мгновенную диагностику обучаемых, но и своевременную коррекцию.
     Направленность выстраивания содержания определяется не только физиологическими, психическими, психосоматическими возможностями детей, но и соответствующее выстраивание образовательной среды, направленной на психотерапию обучаемых, что может быть использовано в образовательных учреждениях различных видов и типов, включая и специализированные для детей с различными заболеваниями. Кодирование/ декодирование информации с помощью сенсорных эталонов гармонической системы счисления позволяет обучаемому быстрее адаптироваться в окружающую и образовательную среду. Более подробное ознакомление с методикой и содержанием обучения таких детей будет опубликовано в специальной серии пособий по коррекционной педагогике, психологии, а также в методических пособиях по специальному обучению с использованием технологий сенсорного обучения и воспитания (Следите за последующими изданиями).

 

К оглавлению

В начало

На главную

 

Используются технологии uCoz