Обучение детей-инвалидов
Гиперактивные дети
Детская гиперактивность – дисфункция центральной нервной системы,
проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями
обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью; ведущие симптомы – двигательная
расторможенность и дефицит активного внимания. В основе синдрома
гиперактивности лежит так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), обусловленная остаточными явлениями раннего органического поражения головного
мозга в период внутриутробного развития ребёнка или в первые месяцы после
рождения (токсикоз беременности, резус-конфликт крови матери и плода, асфиксия
и родовая травма, тяжёлые заболевания в грудном и раннем возрасте и проч.).
У детей с синдромом гиперактивности чрезвычайно ярко выражена повышенная
двигательная активность. В таких случаях родители жалуются на то, что ребёнок
ни минуты не сидит спокойно, что он выскакивает из-за стола во время еды, не в
состоянии усидеть на месте ни в автобусе, ни в кино, что он постоянно суетится.
Тяжесть расстройства, его раннее начало, связь с серьёзными нарушениями
внимания и способности к умственному сосредоточению представляют собой ключевые
признаки, позволяющие дифференцировать гиперактивность от естественной детской
живости, резвости и простого состояния беспокойства, отмечаемого у многих
детей.
Хотя синдром носит название гиперактивного (в некоторых источниках –
гиперкинетического), основным дефектом, по мнению многих учёных, скорее всего,
является дефект внимания, представленный в той или иной степени во всех
анализаторных системах (зрение, слух, кинестетика и проч.). Дефицит внимания,
как правило, сохраняется по мере роста ребёнка.
Заметим, что в настоящее время широко используется в бихевиоральной терапии
детей с гиперактивностью и психопатоподобным поведением комплексное
биологическое лечение, включающее дегидратацию, витаминотерапию, применение при
необходимости рассасывающих и сосудорасширяющих средств, вегетотропных
препаратов, антигипоксантов, ноотропов, улучшающих обмен веществ в мозговой
ткани, насыщающих мозг кислородом, что способствует повышению энергетики мозга.
Однако ни одна таблетка не может научить человека правильно вести. Неадекватное
поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно
воспроизводиться несмотря на терапевтическую и возрастную компенсацию
церебрально-органической недостаточности
Проводимые нами наблюдения за такими детьми заставляют задуматься о том, что
избавления от гиперактивности лишь посредством медикаментозного вмешательства
не всегда удаётся добиться. Так, по мере взросления ребёнка и снижении
активности (инертность психической деятельности и недостаток побуждения), а
также целенаправленном овладении культурой поведения, манерами хорошего
поведения, всё же наблюдаются всплески энергетических церебральных импульсов,
свидетельствующие лишь о том, что сама проблема-то и осталась, и заболевание
всё так же проявляется в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности,
агрессивности, расторможенности влечений и т.п.
На базе НОУ ЦСТО разработана методика чувственно-сенсорного ориентирования
эмоциональных реакций, позволяющая не только достичь сконцентрированности
внимания, но и вначале внедрения методики – снижения всплесков церебральных
импульсов, а затем и – снятия симптомов заболевания. Использование
непосредственных чувственно-сенсорных каналов информации позволяет обеспечить
личность дополнительными психологическими ресурсами для воссоздания её
целостности, гармонизации и оптимизации личностного роста. Подтверждение
проводимых исследований происходит, вполне естественно, в ходе
медицинского обследования в медицинских диагностических учреждениях, а не на
базе НОУ ЦСТО (тем самым осуществляется подтверждение результатов и
независимость заключений). Временной период избавления от синдрома
гиперактивности зависит как от психофизиологического состояния ребёнка, так и
от сопутствующих заболеваний. Существуют случаи быстрого устранения синдрома, но
это всё – индивидуально.
Как свидетельствуют исследования, наиболее эффективно осуществление методики
чувственно-сенсорного ориентирования эмоциональных реакций – в дошкольном
возрасте, тем более, что в ходе внедрения технологии сенсорного обучения и воспитания,
включающей эту методику, у детей формируется потребность в познавательной
активности и повышается мотивация к учебной деятельности, что является в
настоящее время очень актуальным.
Об особенностях регулирования психических процессов можно узнать подробно,
познакомившись непосредственно с технологиями сенсорного обучения и воспитания,
которые разрабатываются сотрудниками Центра.
Коррекционные занятия с аутистами по адаптации в образовательную и окружающую среду
Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учёт его мыслей, чувств, поведенческих реакций. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих тяжёлые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.
Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются: 1) аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребёнка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; 2) стереотипность в поведении, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности (сопротивление к малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни); 3) характерная задержка и нарушения речевого развития, а именно её коммуникативной функции характерна речевая эхолалия – стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов; длительное отставание в правильном использовании речи и т.д.
Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители, что проявляется в повышенной сенсорной ранимости и, как следствие ранимости, - на её фоне игнорировании сенсорных воздействий, хотя отдельные сенсорные качества являются для них наиболее важными и привлекательными.. Учитывая, что значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами, приводящее к искажению целостной картины реального предметного мира, в рамках технологий сенсорного обучения и воспитания можно скорректировать, а в ряде случаев при длительном их применении – устранимы, то стало возможным более эффективно осуществлять психолого-педагогическую коррекцию поведения ребёнка и создавать условия для улучшенной адаптации их в образовательную среду. Ведь дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.
Основная направленность коррекционных занятий с аутистами - формирование и развитие коммуникативных умений, развитие устной речи и её понимания, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно-практических навыков. При работе с ними как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ребёнка взрослым к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность;
- умение исправить допущенные ошибки.
Занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. У детей формируется положительное эмоциональное отношение к учебной и познавательной деятельности. Развивается способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности: в частности, способность к мысленному вращению и другими манипуляциями с образами, а также способность делать выводы на основе изобразительной информации.
Учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приёмов и с привлечением внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов на каждом занятии. При этом целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребёнком успеха к тому, что ему ещё предстоит освоить.
Заметим, что отсутствие или несформированность базовых компонентов речи не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении ребёнка, в психолого-педагогическом консультировании. На базе НОУ ЦСТО с детьми выявляется вначале комфортная ситуация для создания успешных условий коррекционного воздействия. Первоначальная психокоррекция направлена на снятие агрессии, тревожности, на формирование способности общаться с психологом, на формирование и развитие познавательной активности (чаще всего на активацию речевой зоны головного мозга).
Реальные достижения в работе с детьми, детьми-инвалидами, имеющими диагноз ДЦП
В настоящее время в НОУ ЦСТО проводятся успешные научные исследования по автоматизации движений детей с диагнозом ДЦП, формированию у них координации на плоскости и в пространстве, а также их адаптации в окружающую среду. Имеются положительные результаты развития детей с диагнозом ДЦП. Так, в ходе систематического комплексного консультирования за короткое время Эльвира П. (8 лет) достигла значительных результатов по подготовке к школе, а Евгений С. (8 лет) – научился свободно двигаться, выполнять физкультурно-оздоровительные упражнения, готовится пойти (самостоятельно, без помощи коляски) учиться в общеобразовательный класс обычной школы, осваивает подготовительные упражнения по управлению бегом и прыжками. Но это и понятно, ведь это так здорово почувствовать себя полноценным ребёнком среди своих сверстников!
Кстати, автоматизация движений – процесс формирования двигательных навыков путём упражнения. Автоматизация движений, как правило, является положительным фактором, поскольку разгружает сознание и облегчает деятельность. Компенсация функций (возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций) происходит за счёт использования сохранённых или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функций возможно вовлечение в её реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций. Решающими моментами в создании новой функциональной системы при компенсации функций является оценка результатов, к которым приводят попытки организма устранить дефект. Эта оценка осуществляется благодаря обратной афферентации.
Тренировке и
укреплению вестибулярного аппарата способствует использование специальных
ритмических, музыкально-ритмических упражнений. Улучшение деятельности
вестибулярного аппарата достигается в ходе систематических тренировок под
руководством опытного педагога-психолога.
Существенным является то, что на начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляции отдельных движений переходит на неосознанный уровень, где ведущую роль начинают играть восприятия и ощущения, особенно кинестетические. Ребёнок осваивает общие закономерности реагирования на будущий очередной сигнал, усваивает вероятностную структуру последовательности сигналов. При изменении условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, в ходе непосредственного или опосредованного воздействия сигналов/потока сигналов друг на друга происходит автоматизация навыка, переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования.
В 2011 году продолжились исследования по работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП. Узнав о наших результатах исследований, в январе 2011 года к нам в Центр обратилась за помощью бабушка Артема М. По имеющимся уже положительным результатам, полученным в течение систематических напряжённых занятий, надеемся на то, что ребёнок в скором будущем (ближайшем) пойдёт самостоятельно и будет двигаться самостоятельно (в колонке новостей мы обязательно сообщим об этом). У Артёма появляется лёгкость в движениях, раскрепощается грудная клетка и начинает приобретать правильную форму (на начало эксперимента грудная клетка была в форме прямого кругового цилиндра), снимается мышечная напряжённость.Им осваиваются навыки статичного положения тела, ведётся работа по регулированию дыхания, нормализации кровообращения во всём организме (особенно в ногах, появилось тепло в ногах: из-за нарушенного кровообращения ноги были постоянно холодными). Кроме того, в ходе занятий у Артёма формируются навыки самостоятельного управления телом в различных положениях (при вертикальном положении, при ходьбе, беге, различных прыжках и т.д.), укрепляется позвоночник и т.д., отрабатываются элементы самостоятельного управления ногами и всем опорно-двигательным аппаратом.