Центр
современных
технологий
в образовании

г. Воронеж
ул. Б-р Победы,
д. 19
т.8-920-217-42-33

Центр современных технологий в образовании

Технологии сенсорного обучения и воспитания

Под образованием понимают процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Непрерывное образование, по П.А Бабкину, подразумевает:

  • психолого-педагогическое обоснование содержания учебно-воспитательного процесса (индивидуально-дифференцированное, эволюционно-развивающееся, здоровьесберегающее):
  • кадровое обеспечение системы непрерывного развития личности (как в общеинтеллектуальном, культурном, так и в профессиональном плане):
  • необходимое количество системообразующих учебных подразделений;
  • единое информационное пространство;
  • психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, его социализации и профессионального становления.

 


Сенсорное воспитание и обучение
Потребность в сенсорном воспитании обусловлена значением чувственного познания в развитии человека, необходимостью формирования у него двигательных ощущений, ощущений цвета, звука, восприятия формы, величины, расстояния, остроты слуха, обоняния и т.д. Использование методов сенсорной регуляции и комплексов специальных коррекционных упражнений, направленных на улучшение интеграции между различными каналами сенсорной системы позволяет осуществлять регуляцию эмоциональных реакций, психической деятельности и поведения  личности.

Учитывая функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и интрацеребральных процессов, на основе сенсомоторного психосинтеза и введения сенсорных эталонов, группой воронежских педагогов более пятнадцати лет разрабатывается содержание, новые методы и приемы в образовании, которые реализуются в технологиях сенсорного обучения и воспитания. Цель исследования - рассмотрение путей сенсорного развития личности через воспроизведение получаемой от природосообразных источников информации в знаковую. При проведении эксперимента на различных предметных курсах осуществлялось сенсорное обучение с использованием сенсорных ключей предметного восприятия, вырабатывались общие подходы к выстраиванию содержания образования.
В качестве сенсорных эталонов (по П.А. Бабкину) выступают: цвета – семь цветов спектра и их оттенки по свету и насыщенности; звука – семь чистых звуков октавы, фонемы родного языка, звуковысотные отношения; формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер, числовой ряд; свойство во вкусовом, обонятельном восприятии (таблица 1). Кстати, назвать эту систему семеричной нельзя, так как в изображении чисел используются все знаки десятичной системы счисления и связывает она между собой такие элементы системы, которые подчиняются устойчивым гармоническим сочетаниям, связям и отношениям между собой.


          

    
Таблица 1

В ходе исследования было выявлено, что в процессе жесткого связывания функционирования механизмов регуляции психической активности человека, не зависящих от гипнабельности индивида, с применением информационных категорий цвет, звук, число, эмоция, буква, геометрическая фигура, движение происходит перестройка («интеллектуализация») элементарных, познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: фактическое восприятие объекта превращает в наглядное мышление, запоминание начинает опираться на смысловые связи, внимание приобретает произвольный характер и т.д. При этом язык образов является основным языком, в котором отражается картина, как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Однако каждый субъект несет в себе свои особые возможности и специфический ракурс освоения символов с помощью сенсорных эталонов.
В связи с тем, что мыслительные операции не существуют изолированно, а объединяются в системы, то обязательный элемент  в обучении – ознакомление обучаемых со знаковым моделированием, которое позволяет рассматривать в знаково-символической форме любой предмет, явление или информацию, кодировать и декодировать информацию, оперировать образами и формами в процессе познания  и управлять ими, опираясь на теорию информационных взаимосвязей и взаимозависимостей. Это обусловлено тем, что в структуре общего психического развития  человека особое место занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамичных представлений об окружающем мире, целостного взгляда на мир, его социальных ценностях. Использование же теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей позволяет учитывать внутренние возможности человека на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях и контролировать их развитие, поскольку, обучая, мы претендуем на многосенсорное представление информации.

Технологии НОУ ЦСТО

  1. Технология создания самоактивизации учебного процесса при обучении:
    - математике
    - русскому языку и литературе и др.
  2. Технология формирования познавательной активности личности дидактическими средствами межпредметных связей
  3. Технологии оздоровления ребёнка в период обучения математике, русскому языку и другим дисциплинам
  4. Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии (в том числе искусствотерапевтические)
  5. Технологии сенсорного обучения и воспитания для общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений;
  6. Технологии сенсорного обучения и воспитания в коррекционном обучении, восстановительном обучении;
  7. Технологии социальной направленности для выстраивания мировоззренческих позиций личности и др.

Технологии здоровьесбережения

 

 

Используются технологии uCoz