Центр
современных
технологий
в образовании

г. Воронеж
ул. Б-р Победы,
д. 19
т.8-920-217-42-33

Центр современных технологий в образовании

Обучение детей

 

Нажми на меня

Зрительные, слуховые, осязательные, или тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире и внутренней среде. В отличие от ощущений восприятие непосредственно отражает вещи, предметы и явления в целом, иногда игнорируя их несущественные свойства. Наши разрозненные ощущения приобретают целенаправленный характер, и восприятие отчетливо выделяет из множества зрительных ощущений света и цвета тот или иной предмет с его границами, размерами, окраской.Именно поэтому в процессе обучения используется кодирование/декодирование информации через цвет, звук, число, эмоцию, геометрическую фигуру, движение, позволяющее корректировать поведение человека.

     На базе НОУ ЦСТО при использовании технологий сенсорного обучения и воспитания разработаны методы и приёмы, позволяющие ребёнку получать более быстрые результаты в обучении. Используются авторские приёмы Нажми на менякоррекции уже сформированных неправильных умений и навыков, позволяющие значительно быстрее адаптироваться ребёнку в окружающую и образовательную среду, исправить имеющийся дефект.

Занятия проводятся в интересной игровой форме, используется система тренингов, а также интегрирование в обучении; один вид деятельности на занятии меняется другим, применяется интеграция знаний, междисциплинарный подход в обучении поэтому на занятиях дошкольников не используется классно-урочная, когда ребёнок занимается строго только одним видом деятельности это отличительная, причём важная черта организации занятий в нашем Центре; при отсутствии концентрации внимания и несформированности мотивации к учебной деятельности ребёнку сложно выдержать регламентированный педагогам темп усвоения учебного материала и временной интервал занятий).

Нажми на меня

Деятельность психологов и воспитателей направлена в большей степени на коррекцию поведения ребёнка, формирование познавательной активности, создание мотивации у ребёнка к обучению. При проведении консультационных занятий по подготовке к детскому саду большое внимание уделяется формированию умения концентрировать внимание и формированию мотивации к учебной деятельности.

Ещё одна отличительная черта нашего Центра при оказании логопедического консультирования мы обучаем не родителей работе с ребёнком по устранению дефекта, а учим самого ребёнка выполнять интересные упражнения, позволяющие ему устранить дефект. Кроме того, ребёнок знакомится с сопутствующим здоровьеукреплящим комплексом, который также начинает применять осознанно и самостоятельно (при этом отсутствуют, естественно, назидательные крики и угрозы родителей). Существует одна лишь проблема: при появлении первых правильных произношений, уменьшении заикания у ребёнка родители стремятся сразу же прекратить занятия с ребёнком, но появившиеся умения необходимо закрепить, чтобы они превратились в навык, чтобы этот дефект не вернулся вновь (неустранённые стрессовая обстановка, неврозы, страхи способствуют увеличению периода устранения дефекта, а также к его восстановлению при несформированности жёсткого навыка). Так как увеличению срока ликвидации дефекта может способствовать слабая память ребёнка, а также малый словарный запас, то нами разработана специальная программа Подготовка к школе с логопедической поддержкой.

Нажми на меня

Обучать ребёнка или не обучать в каком-нибудь развивающем Центре принимают решение родители самостоятельно. Но одно они тогда должны понять, что в случае принятия положительного решения у них появляется обязанность по отношению к ребёнку водить его на занятия систематически. Ребёнок чутко реагирует на родительское нежелание вести, а в случае, если на занятии его заставляют делать то, что он не умеет, то начинает уже с дошкольного возраста манипулировать действиями взрослых (формирования мотивации к учебной деятельности как такового не происходит). Хотя на примере нашего Центра можем заметить, что чаще родители манипулируют детьми, аргументируя при этом: Будешь плохо себя вести не пойдёшь на занятия в Центр (ведь дети с нетерпением ждут каждого следующего занятия).

Работа с детьми с нарушениями сенсорного и физического развития, детьми-инвалидами также выявила ряд проблем, которые необходимо озвучить. У работников Центра имеется опыт работы с такими детьми. Однако одна важных проблем отношение самих родителей к возможности избавления ребёнка от заболевания, а также выстраивание здоровых отношений в семье.

Нажми на меня

Первая и одна из важнейших: желание избавить ребёнка от инвалидности должно быть у родителей созревшим. Ведь избавление от инвалидного кресла, от стойкого нарушения приведёт ребёнка к нормальному состоянию, которому потребуется всё то, что необходимо обычному ребёнку (в том числе учёба, развлечения, дополнительные материальные затраты и внимание и др.). Избавление от инвалидности лишит родителей тех дополнительных доходов, которые они получают на содержание ребёнка, дополнительных льгот (а это ведь не так важно, если уже к этому привыкли). Работники Центра оказывают помощь родителям, желающим действительно избавить ребёнка от психофизических проблем. Снятие и постановку диагноза осуществляют медицинские комиссии: и если диагноза нет, то его уже не вернуть (разве что может воспользоваться чёрными махинациями). Однако чаще всего остаются проблемы воспитания, возникшие на фоне эгоистических потребностей ребёнка и его нежелании трудиться, учиться.

Нажми на меня

Вторая проблема: ребёнок, избавившийся от тяжёлого заболевания, должен пройти путь нормально развивающего ребёнка от рождения до данного возрастного периода и далее; родители должны быть психологически готовы пройти с ним этот путь.

Научные исследования и экспериментальные результаты НОУ ЦСТО направлены на то, чтобы помочь детям избавиться от стойких недугов (ДЦП, СДВГ/гиперактивность и др.) с использованием лишь психолого-педагогических приёмов и методов. В нашей копилке такие результаты есть.

Подготовка к школе: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Растим интеллектуалов» «Подготовка к школе», «Подготовка к школе с логопедической поддержкой» и др.

 

Математическая подготовка

 

Нажми на меня

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Нажми на меня

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Нажми на меня

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Нажми на меня

Развивать мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Использование авторских музыкально-дидактических игр в дошкольном возрасте позволяет ребёнку значительно быстрее освоить таблицу сложения, и даже выучить в игровой форме таблицу умножения. Правильному выстраиванию оптимальной траектории развития ребёнка способствует использование авторских психолого-педагогических и методических приёмов, а также хорошо подобранные различные системы упражнений, учитывающие межпредметные связи и междисциплинарный подход. Использование авторской «Азбуки рисования, письма и конструирования» способствует не только более быстрому ознакомлению с математическим и лингвистическим материалом, но и значительно сокращает время по развитию моторных действий руки, кисти, по формированию стойких графических навыков. Такой подход в обучении направлен на всестороннее гармоническое развитие личности, которая в дальнейшем сможет без проблем учиться в начальной школе. Использование творческих заданий, создание продуктов собственной деятельности, сочинительство (задач, примеров, психологических упражнений, музыкальных и художественных произведений и др.) направлено на формирование творческой личности. Каждый ребёнок – личность, и нам, взрослым, нужно научиться его уважать. Каждый ребёнок обучаем: педагогу только нужно иметь хорошую копилку методов и приёмов, чтобы помочь ребёнку.
     Для учащихся общеобразовательной, в том числе и начальной школы мы предлагаем авторские методические приёмы ликвидации пробелов по различным темам (что особо актуально при  подготовке к ЕГЭ, ГИА). Разрабатывая содержание перспективного развивающего образования на базе НОУ ЦСТО, мы стремимся не только отслеживать содержательную часть, но и предлагать педагогам осваивать такие методы обучения, которые бы за более короткое время позволяли не только быстрее и легче ребёнку осваивать материал, но и значительно глубже вникать в суть изучаемого.

 

Художественное обучение (изобразительная деятельность и художественный труд, музыкально-ритмическое направление деятельности обучаемых, искусствотерапия, сказкотерапия )

 

Нажми на меня

     Спросите любого детского психолога, какой, на его взгляд, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми? И он Вам ответит: «Рисование и творчество».

     Изобразительная и творческая деятельность настолько благотворно влияет на ребенка, что появилось целое направление в детской психологии — арттерапия.

     В Центре с детьми и взрослыми работает опытный психолог-арттерапевт, который предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать любую жизненную ситуацию, любую маленькую проблему способом наиболее удобным для психики ребенка — через рисунок. Ведь рисунок может рассказать больше, чем сам человек. Работа над рисунками, картинами, скульптурами помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.

Нажми на меня

     Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для предотвращения детских страхов. "Это бяка-закаляка кусачая" Помните? Нарисовал ее и уже не страшно, а даже смешно. Арттерапия настраивает детей и взрослых на позитивный лад, помогает им лучше понимать друг друга.

     Нужно отметить, что не только рисование является методом арттерапии. Музыка и движения под музыку воздействуют на детскую психику волшебным образом! Они могут возбуждать и успокаивать, давать импульсы для развития воображения.

Нажми на меня

     Очень важно в работе детского психолога обращать внимание и на сенсорное восприятие ребенка, на его тактильные ощущения. Проще говоря, маленький ребенок реагирует на все: на приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на прикосновения к нему других, на свои ощущения от прикосновений к чему-либо (шелку, пушистому меху, крупе). Если весь этот многообразный мир ребенок постигает рядом с родителями и опытным семейным психологом, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным.

 

Работа с одарёнными детьми

 

Нажми на меня

  Одарённые дети – дети, обнаруживающие высокий уровень той или иной специальной или общей одарённости. В среднем возраст проявления одарённости в разных сферах различен. Одарённость к искусству проявляется раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одарённость к математике. Одарённость, как и отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде; человек не рождается с готовыми способностями. Врождённые задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования таланта. Врождёнными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

     В процессе обучения широко используются задачи, применяемые для проверки способности детей к пониманию принципа инвариантности (принципаНажми на меня сохранения) по отношению к различным физическим характеристикам (количество предметов, объём, площадь дискретного и недискретного вещества, площадь и вес) в ситуациях, когда с объектами производят изменения, которые существенно меняют их внешний вид, но никак не затрагивают данную физическую характеристику. Дети учатся внутреннему экспериментированию: формируется способность решать проблемы в уме, во внутреннем плане (на символическом плане), не обращаясь к экспериментированию методом проб и ошибок.

     Каким может быть прогноз развития одарённого ребёнка? Как показывают наблюдения, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному, но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Чтобы избежать различных «перекосов», необходимо создавать условия, которые расширяют круг познавательных интересов и побуждают ребёнка к их Нажми на меняформированию. Кроме того, большое влияние на развитие познавательных интересов у детей могут оказывать сами педагоги и родители, если они предстают перед своими воспитанниками не как узкие специалисты, а как разносторонне развитые личности с широким кругом интересов.

     Обращая особое внимание на детей с ранними умственными способностями, неверно было бы думать, что у других детей, не показывающих ранних признаков одарённости, в дальнейшем не смогут развиться выдающиеся способности. Например, дремлющие способности могут вспыхнуть и разгореться только при удачном индивидуальном подходе или особо благоприятных обстоятельствах. Обнаружение одарённости на более поздних возрастах может быть обусловлено генетически. Развитие способности зависит от формирующихся только с годами черт характера, всего склада личности и т.д.

Однако, как отмечает Н.С. Лейтес, выражение «одарённые ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребёнка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Быстрый темп развития, опережение возраста являются  благоприятным показателем того, что у ребёнка могут сформироваться выдающиеся способности. От педагога и психолога требуется понимание одарённых учеников и нахождение такого подхода к ним, который бы соответствовал их своеобразию.

     Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы, которых по отдельным критериям можно было бы отнести к детям, имеющим потенциальные признаки одарённости. Однако в данном случае можно и ошибиться, так как нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом.

     Одно из направлений деятельности структурного подразделения Центра развития ребёнка «Успех» - создание образовательной среды для обучения и развития детей с разными признаками одарённости, то есть среды, способствующей проявлению скрытой одарённости и развитию явной одарённости. Максимальное использование игровых и творческих методов обучения детей обеспечивает возможность проявления их творческого потенциала с освоением навыков учебной деятельности.

     Кроме того мы предлагаем также: помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, создать для них благоприятную, «тёплую» атмосферу, в которой они смогут понять своего неординарного ребёнка. Наиболее правильная форма воспитания одарённых детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Нужно, чтобы воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения. Однако заметим, что проблема сохранения одарённости у одарённых детей в последующей взрослой жизни представляет в настоящее время перспективу развития работы с одарёнными детьми. Считаем, что необходимым условием сохранения одарённости одарённых детей является их подготовка к применению своих интеллектуальных возможностей для формирования стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

 

Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста

 

Нажми на меня

     В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]—[с'], [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л'], [р]-[р']).

Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляются необычные ошибки.

Нажми на меня

Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других — достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителями. При этом участие родителей в речевой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательнуюактивность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

 

Оздоровление через воздействие на эмоционально - волевую сферу

 

Нажми на меня

Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям.

Диагностическое:

- Диагностика личностных особенностей и способности овладевать соответствующими умениями и навыками;

- Ведение карт наблюдений за процессом адаптации и развития ребёнка;

- Оценка результативности развивающих мероприятий.

Нажми на меня

Коррекционно-развивающее (методы креативной терапии)

- Формирование у детей «эмоциональной грамотности», формирование начальных навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие навыков сотрудничества;

- Формирование уверенности в себе, формирование интереса к другому человеку как личности;

- Развитие коммуникативных умений, развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения

-Искусствотерапевтические приемы и методы профилактики различных заболеваний и оздоровление ребенка;

 

Устранение заикания

 

Нажми на меня

Заикание – нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся  в затруднении устного общения с людьми. Для заикания характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (например: п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся  судорогоподобным напряжением. Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте, когда ребёнок переходит к развёрнутой самостоятельной фразовой речи. Причина заикания связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские  инфекции, испуг, потрясение и т.д. Заикание может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т.д.

Исправление заикания, основанного на тех или иных особенностях речевого развития – задача логопеда. Сотрудниками Центра, занимающимися исследованиями в области развития речи и мышления, разработаны определённые методики и комплекс упражнений и музыкально-дидактических игр, позволяющие в очень короткие сроки исправлять заикание детей.

Нажми на меня

Так как в речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни, то комплекс упражнений направлен, прежде всего, на координацию движений, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие грамотности и музыкального слуха, привитие навыков культурного общения, овладение языковыми системами, приспособительное изменение чувствительности, укрепление памяти.
     Для устранения заикания используются игровые ситуации, тренинги. В ходе занятий дети учатся сочинять стихи, песни, работать с различными текстами, решают различные психологические и лингвистические упражнения. Полученные знания и умения помогают детям активно включаться в учебный процесс на занятиях, как в общеобразовательной школе, так и в музыкальной. Последние достижения применения авторской методики – устранение заикания у детей первого-третьего классов в течение двух месяцев. Учитывая достижение такого результата за столь стремительно короткое время, мы всё же хотим заметить, что после устранения самого заикания ребёнку могут потребоваться логопедические занятия по предупреждению грамматических ошибок, к которым ребёнок уже привык (ведь этого времени недостаточно, чтобы избавиться от всех речевых и грамматических ошибок).

 

Подготовка к школе с логопедической поддержкой

 

     Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушении внятности без каких-либо сопутствующих явлений (косноязычие), другие обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (аграфия, дислексия, дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (алалия, афазия). Часто недостатки речи касаются её темпа и плавности (заикание).
     Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. К сожалению, очень многие дети имеют дефекты речи. Разработанные нами ранее формы работы с детьми дошкольного возраста, а также использование дидактических и музыкально-дидактических игр, а также авторской методики «Азбука рисования, письма и конструирования» давали быстрый результат в освоении детьми учебного материала, что было подтверждено контрольными исследованиями на протяжении последних двадцати лет (в предыдущих исследованиях мы, однако, не обращали непосредственного внимания на исправление дефектов речи). Однако при проведении научно-практической конференции «Технологии сенсорного обучения и воспитания» для дошкольных образовательных учреждений города Воронежа очень резко на фоне значительных достижений в развитии интеллекта детей, которые демонстрировались перед участниками конференции, выделялись дефекты речи.
      Поэтому сотрудниками НОУ ЦСТО специально была разработана программа по подготовке детей к школе с логопедической поддержкой. В программе обучения произнесение звуков речи и их серии (слова) направлено на  формирование акустического образа, постепенное приближение к желаемому результату по мере уточнения  слухо-речевых представлений ребёнка. Зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании, является дополнительным. Программа направлена на развитие способностей детей оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности: в частности, способность к мысленному вращению и другими манипуляциями с образами, а также способность делать выводы на основе изобразительной информации.

     Использование специально разработанных музыкально-дидактических игр, а также комплекса подобранных упражнений позволяет в игровой форме не только компенсировать нарушения речи, овладевать интонационной и ритмической основой речи, музыкального конструирования, но и совершенствовать координацию движений, значительно быстрее ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, овладевать в более короткие сроки навыками красивого рисования, штриховки, письма. Особое внимание уделяется и развитию памяти ребёнка. Подбирается специальный материал для заучивания, а также для овладения интонационной и ритмической основой речи.
      Естественно, что система занятий по подготовке к школе направлена на подготовку и обучение чтению и письму, овладение математическими понятиями и знаниями, развитие грамотности и музыкального слуха, привитие навыков культурного общения, усиление любознательности, овладение художественно-изобразительными умениями и навыками (рисование, лепка, аппликация). В качестве основных ориентиров в работе педагогов - развитие коммуникации, активизация речевой и познавательной деятельности, развитие графических навыков.

 

Логопедические занятия по коррекции нарушений речи

     Человек – активный управляющий субъект по отношению ко всем объектам, включенным  в его деятельность. Заинтересовать ребёнка в своём совершенствовании – одна из первых задач, которые ставятся перед педагогом, с первых занятий с ребёнком. Ребёнок – не марионетка: он не хочет, чтобы с ним работали против его воли. Сделать так, чтобы ребёнок стал «соавтором» различных заданий и упражнений – одна из важных задач педагогов НОУ ЦСТО. Это позволяет заинтересовать ребёнка таким образом, что тот готов работать над собой, выполнять указания педагога.
     Обогащение словаря ребёнка происходит в ходе использования ролевых, сюжетноролевых, дидактических, музыкально-дидактических игр. В ходе занятий дети учатся сочинять стихи (сочиняют музыку), работать с различными текстами, решают различные психологические и лингвистические упражнения, обогащают свою речь. При работе с математическими, литературными и др. текстами и упражнениями отрабатывается также умение работать с книгой, учебником, которое позволяет ребёнку облегчить усвоение учебного материала.  Привлечение же занимательных, математических, лингвистических, психических и логических игр позволяет процесс обучения сделать увлекательным и интересным.
     В младшем школьном возрасте при проведении коррекционных занятий мы обращаем особое внимание на укрепление и активизацию артикуляционного аппарата, развитие интонационно-ритмической основы речи, усвоение ребёнком ассоциативной связи «фонема-графема», необходимой для письма. Привлечение авторских музыкально-дидактических игр позволяет этот процесс сделать более эффективным, более быстрым и лёгким для ребёнка.
     Не секрет, что речевая деятельность была бы невозможна без владения средствами языка, которые организованы в особые системы (коды). Научить ребёнка черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для построения высказываний – одно из направлений деятельности педагога (тем более что в рамках технологий сенсорного обучения и воспитания мы используем кодирование/декодирование информации). Научиться самому закодировать текст или математический пример, а затем проиграть на музыкальном инструменте и узнать характер мелодии – заманчиво не только для ребёнка. Из этих маленьких искорок рождается желание познать большее: освоить цветомузыкальную таблицу умножения, проиграть мелодию слова, решить примеры учебника или даже самому составить массу примеров и их прорешать, найти решение сложной задачи, овладеть актёрским мастерством…
     В ходе занятий дети овладевают коммуникативными умениями, у детей усиливается тяга к знаниям, укрепляется память, они учатся творить, выдумывать, пробовать. Процесс обучения становится привлекательным.

 

Устранение сколиоза в телесно-ориентированных группах

Одним из факторов, приводящих к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (ОДА) являются интенсивные, длительные физические нагрузки, выполняемые человеком в неправильном исходном положении, т.е. с нарушениями биомеханики движений. Эти нарушения ведут к изменению метаболизма мышц, локальному утомлению, возникновению мышечного дисбаланса с последующим возникновений заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата. Повреждения тел позвонков чаще возникают при непрямом механизме травмы: осевая нагрузка на позвоночник, резкое или чрезмерное сгибание его или (реже) разгибание.

Многие телесные расстройства (осанки, дыхания и др.) можно рассматривать как результат нарушений в психике и сбалансированности всего организма. В стрессовой ситуации в организме происходят физиологические изменения: учащается пульс, дыхание, напрягаются мышцы лица и шеи, брюшного пресса, возникают спазмы и т.д.

Даже если человек не осознаёт стрессовую ситуацию (и соответственно не борется с ней, она всё равно отражается на состоянии организма. Испытываемые человеком впечатления  влияют на его движения, дыхание, мышечное напряжение, общее самочувствие. Многие соматические  расстройства (гипертония, язва желудка, эндокринные нарушения и др.) имеют психогенную природу и являются следствием психологической реакции на стресс. Психологические защитные механизмы также имеют  телесные проявления, такие как мышечная зажатость и напряжение.

Ограничение активности, спонтанности и внутренней свободы исчезают в процессе выполнения определённых упражнений, которые дают возможность ребёнку использовать свои внутренние ресурсы и креативность. Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в оздоровительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряжённости, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской и творческой деятельности, стимулировании познавательной потребности.

В телесно-ориентированных группах используется набор методов, ориентированных на изучение тела, осознание ребёнком телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам исправления нарушений. При конструировании иерархии пространственно - временного типа создаётся система упражнений для постепенного приближения ребёнка к вызывающему страх, боль событию или предмету.

Однако заметим, что посредством тренировок можно достичь  результат  лишь в том случае, когда вырабатывается и закрепляется закономерное поведение, особенности поведения, формируется привычка правильно управлять своим телом, жестами, движениями, эмоциями. А это становится возможным лишь в случае овладения полным комплексом упражнений (причём в системе, а не от случая к случаю)

Научение в процессе психокоррекции  осуществляется прямо и косвенно. Осуществляемая психокоррекция позволяет ребёнку получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности. Кроме того, закрепляются новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни, развиваются формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.

Получение новой информации о себе за счёт обратной связи (в том числе и через собственные наблюдения за самим собой) приводит к изменению и расширению образа «Я». Специальные упражнения побуждают ребёнка ощутить опору под ногами и преодолеть тем самым сомнения  и чувство собственной несостоятельности. Используются специальные дыхательные и двигательные упражнения, применяют различные приёмы, специальные предметы и упражнения снятия агрессии ребёнка и напряжённости мышц. Дыхательные упражнения включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующие разрядке сдерживаемых чувств. Двигательные упражнения ориентированы на развитие двигательной гибкости, двигательного ритма, двигательной уверенности и координации и учитывают, чтобы индивидуальное протекание движений ребёнком осуществлялось плавно, без задержек, в скользящей манере, субъективно переживаемое как приятное, ровное и успокаивающее.

 

Используются технологии uCoz