Центр
современных
технологий
в образовании

г. Воронеж
ул. Б-р Победы,
д. 19
т.8-920-217-42-33

Центр современных технологий в образовании

Обучение детей-инвалидов


Гиперактивные дети

     Детская гиперактивность – дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью; ведущие симптомы – двигательная расторможенность и дефицит активного внимания. В основе синдрома гиперактивности лежит так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), обусловленная остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребёнка  или в первые месяцы после рождения (токсикоз беременности, резус-конфликт крови матери и плода, асфиксия и родовая травма, тяжёлые заболевания в грудном и раннем возрасте и проч.).
     У детей с синдромом гиперактивности чрезвычайно ярко выражена повышенная двигательная активность. В таких случаях родители жалуются на то, что ребёнок ни минуты не сидит спокойно, что он выскакивает из-за стола во время еды, не в состоянии усидеть на месте ни в автобусе, ни в кино, что он постоянно суетится. Тяжесть расстройства, его раннее начало, связь с серьёзными нарушениями внимания и способности к умственному сосредоточению представляют собой ключевые признаки, позволяющие дифференцировать гиперактивность от естественной детской живости, резвости и простого состояния беспокойства, отмечаемого у многих детей.
     Хотя синдром носит название гиперактивного (в некоторых источниках – гиперкинетического), основным дефектом, по мнению многих учёных, скорее всего, является дефект внимания, представленный в той или иной степени во всех анализаторных системах (зрение, слух, кинестетика и проч.). Дефицит внимания, как правило, сохраняется по мере роста ребёнка.
     Заметим, что в настоящее время широко используется в бихевиоральной терапии детей с гиперактивностью и психопатоподобным поведением комплексное биологическое лечение, включающее дегидратацию, витаминотерапию, применение при необходимости рассасывающих и сосудорасширяющих средств, вегетотропных препаратов, антигипоксантов, ноотропов, улучшающих обмен веществ в мозговой ткани, насыщающих мозг кислородом, что способствует повышению энергетики мозга. Однако ни одна таблетка не может научить человека правильно вести. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться несмотря на терапевтическую и возрастную компенсацию церебрально-органической недостаточности
     Проводимые нами наблюдения за такими детьми заставляют задуматься о том, что избавления от гиперактивности лишь посредством медикаментозного вмешательства не всегда удаётся добиться. Так, по мере взросления ребёнка и снижении активности (инертность психической деятельности и недостаток побуждения), а также целенаправленном овладении культурой поведения, манерами хорошего поведения, всё же наблюдаются всплески энергетических церебральных импульсов, свидетельствующие лишь о том, что сама проблема-то и осталась, и заболевание всё так же проявляется в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, агрессивности, расторможенности влечений и т.п.
     На базе НОУ ЦСТО разработана методика чувственно-сенсорного ориентирования эмоциональных реакций, позволяющая не только достичь сконцентрированности внимания, но и вначале внедрения методики – снижения всплесков церебральных импульсов, а затем и – снятия симптомов заболевания. Использование непосредственных чувственно-сенсорных каналов информации позволяет обеспечить личность дополнительными психологическими ресурсами для воссоздания её целостности, гармонизации и оптимизации личностного роста. Подтверждение проводимых исследований происходит, вполне естественно, в ходе  медицинского обследования в медицинских диагностических учреждениях, а не на базе НОУ ЦСТО (тем самым осуществляется подтверждение результатов и независимость заключений). Временной период избавления от синдрома гиперактивности зависит как от психофизиологического состояния ребёнка, так и от сопутствующих заболеваний. Существуют случаи быстрого устранения синдрома, но это всё – индивидуально.
     Как свидетельствуют исследования, наиболее эффективно осуществление методики чувственно-сенсорного ориентирования эмоциональных реакций  – в дошкольном возрасте, тем более, что в ходе внедрения технологии сенсорного обучения и воспитания, включающей эту методику, у детей формируется потребность в познавательной активности и повышается мотивация к учебной деятельности, что является в настоящее время очень актуальным.
     Об особенностях регулирования психических процессов можно узнать подробно, познакомившись непосредственно с технологиями сенсорного обучения и воспитания, которые разрабатываются сотрудниками Центра.

 

Коррекционные занятия с аутистами по адаптации в образовательную и окружающую среду

     Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учёт его мыслей, чувств, поведенческих реакций. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих тяжёлые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.

     Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются: 1) аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребёнка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; 2) стереотипность в поведении, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности (сопротивление к малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни); 3) характерная задержка и нарушения речевого развития, а именно её коммуникативной функции характерна речевая эхолалия – стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов; длительное отставание  в правильном использовании речи и т.д.

     Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители, что проявляется в повышенной сенсорной ранимости и, как следствие ранимости, - на её фоне игнорировании сенсорных воздействий, хотя отдельные сенсорные качества являются для них наиболее важными и привлекательными.. Учитывая, что значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами, приводящее к искажению целостной картины реального предметного мира, в рамках технологий сенсорного обучения и воспитания можно скорректировать, а в ряде случаев при длительном их применении – устранимы, то стало возможным более эффективно осуществлять психолого-педагогическую коррекцию поведения ребёнка и  создавать условия для улучшенной адаптации их в образовательную среду. Ведь дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.

     Основная направленность коррекционных занятий с аутистами - формирование и развитие коммуникативных умений, развитие устной речи и её понимания, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно-практических навыков. При работе с ними как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности:

        - деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

        - деятельность осуществляется по подражанию;

        - деятельность осуществляется по образцу;

        - деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

        - деятельность осуществляется с привлечением внимания ребёнка взрослым к предмету деятельности;

        - самостоятельная деятельность;

        - умение исправить допущенные ошибки.

     Занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. У детей формируется положительное эмоциональное отношение к учебной и познавательной деятельности. Развивается способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности: в частности, способность к мысленному вращению и другими манипуляциями с образами, а также способность делать выводы на основе изобразительной информации.

     Учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приёмов и с привлечением внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов на каждом занятии. При этом целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого  ребёнком успеха к тому, что ему ещё предстоит освоить.

     Заметим, что отсутствие или несформированность базовых компонентов речи не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении ребёнка, в психолого-педагогическом консультировании. На базе НОУ ЦСТО с детьми выявляется вначале комфортная ситуация для создания успешных условий коррекционного воздействия. Первоначальная психокоррекция направлена на снятие агрессии, тревожности, на формирование способности общаться с психологом, на формирование и развитие познавательной активности (чаще всего на активацию речевой зоны головного мозга).

 

 

Реальные достижения в работе с детьми, детьми-инвалидами, имеющими диагноз ДЦП

     В настоящее время в НОУ ЦСТО проводятся успешные научные исследования по автоматизации движений детей с диагнозом ДЦП, формированию у них координации на плоскости и в пространстве, а также их адаптации в окружающую среду. Имеются положительные результаты развития детей с диагнозом ДЦП. Так, в ходе систематического комплексного консультирования за короткое время Эльвира П. (8 лет) достигла значительных результатов по подготовке к школе, а Евгений С. (8 лет) – научился свободно двигаться, выполнять физкультурно-оздоровительные упражнения, готовится пойти (самостоятельно, без помощи коляски) учиться в общеобразовательный класс обычной школы, осваивает подготовительные упражнения по управлению бегом и прыжками. Но это и понятно, ведь это так здорово почувствовать себя полноценным ребёнком среди своих сверстников!

     Кстати, автоматизация движений – процесс формирования двигательных навыков путём упражнения. Автоматизация движений, как правило, является положительным фактором, поскольку разгружает сознание и облегчает деятельность. Компенсация функций (возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций) происходит за счёт использования сохранённых или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функций возможно вовлечение  в её реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций. Решающими моментами в создании новой функциональной системы при компенсации функций является оценка результатов, к которым приводят попытки организма устранить дефект. Эта оценка осуществляется благодаря обратной афферентации.

     Тренировке и укреплению вестибулярного аппарата способствует использование специальных ритмических, музыкально-ритмических упражнений. Улучшение деятельности вестибулярного аппарата достигается в ходе систематических тренировок под руководством опытного педагога-психолога.

     Существенным является то, что на начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляции отдельных движений переходит на неосознанный уровень, где ведущую роль начинают играть восприятия и ощущения, особенно кинестетические. Ребёнок осваивает общие закономерности реагирования на будущий очередной сигнал, усваивает вероятностную структуру последовательности сигналов. При изменении условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, в ходе непосредственного или опосредованного воздействия сигналов/потока сигналов друг на друга происходит автоматизация навыка, переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования.

     В 2011 году продолжились исследования по работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП. Узнав о наших результатах исследований, в январе 2011 года к нам в Центр обратилась за помощью бабушка Артема М. По имеющимся уже положительным результатам, полученным в течение систематических напряжённых  занятий, надеемся на то, что ребёнок в скором будущем (ближайшем) пойдёт самостоятельно и будет двигаться самостоятельно (в колонке новостей мы обязательно сообщим об этом). У Артёма появляется  лёгкость в движениях, раскрепощается грудная клетка и начинает приобретать правильную форму (на начало эксперимента грудная клетка была в форме прямого кругового цилиндра), снимается мышечная напряжённость.Им осваиваются навыки статичного положения тела, ведётся работа по регулированию дыхания, нормализации кровообращения во всём организме (особенно в ногах, появилось тепло в ногах: из-за нарушенного кровообращения ноги были постоянно холодными). Кроме того, в ходе занятий у Артёма формируются навыки самостоятельного управления телом в различных положениях (при вертикальном положении, при ходьбе, беге, различных прыжках и т.д.), укрепляется позвоночник и т.д., отрабатываются элементы самостоятельного управления ногами и всем опорно-двигательным аппаратом.  

Используются технологии uCoz